«Москва-Сити»: международный бизнес-район без бизнеса
Московский международный деловой центр, также известный как «Москва-Сити», должен был стать билетом России в западный мир. Впервые задуманный в 1992 году район, расположенный в центре Москвы, должен был стать местом проживания и работы 300 000 человек.
По оценке недвижимости, район «Москва-Сити» должен был пополниться четырьмя миллионами квадратных метров элитных площадей для жилья, розничной торговли, гостиничного бизнеса и офисных помещений. Российское правительство планировало сделать этот район аналогом лондонского Canary Wharf или нью-йоркского Манхэттена. 23 года спустя оценочная компания Blackwood сообщает, что около 45% площадей делового района остаются вакантными, а падение ставок арендной платы здесь наиболее заметно по сравнению с остальными районами Москвы. Стабильно привлекает посетителей только хостел, расположенный на 43 этаже башни Imperia Tower. Одно место в шестиместном хостеле стоит от $25,50 в сутки. Да, район Москва-Сити не стал блистательным миром по западным стандартам как о том мечтали в пост-советские времена, но что из себя представляет «Москва-Сити» сейчас?
Как и следовало ожидать от проекта огромного честолюбия, «Москва-Сити» имеет тяжелое прошлое. Экономический кризис в 2008 году ударил по России достаточно сильно, и мэр Москвы Юрий Лужков сменился на значительно более сурового Сергея Собянина, который всегда заявлял, что вся эта идея возведения делового кластера была «градостроительной ошибкой». В 2013 году журнал Wall Street Journal торжественно заявил, что Москва-Сити воскресает из мертвых, а уровень заполняемости площадей достигает 80%. Движимая рекордно высоким ценами на нефть, Москва готова была стать новым Дубаем.
Вместо этого, Москва вновь в тисках экономических заморозков, вызванных западными санкциями и падающими ценами на нефть.
Фундаментальной проблемой «Москва-Сити», по сравнению с остальными районами Москвы, является транспортный вопрос. Правительство не заботилось расширением дорог в связи с резким ростом городского населения после Второй мировой войны. Несмотря на расположение всего в нескольких километрах от Кремля, район расположен внутри транспортного кольца, что ограничивает центр и выступает в качестве единственной транспортной системы (и, как следствие, заполоняется машинами). Здесь были проложены железная дорога и станция метро. Изоляция внешних районов является большим негативом, давящим на психологию москвичей, и не удивительно, что район не привлекателен для финансовой элиты.
Много было написано о том, что современные башни финансовых районов могут быть безликими, но небоскребы «Москва-Сити» кажутся еще менее дружелюбными. Бывший каменный карьер, выбранный как единственное место в городе, где может быть возведен финансовый район, изолирован как физически, так и визуально, сделав кластер абсолютной аномалией на городском горизонте. Даже названия башен кажутся больше внушительными, чем оптимистичными: «Империя», «Город Столиц», «Стальная вершина» (он же «Евразия»).
Хостел High Level, открывшийся не так давно в одной из башен, уже занял 27 место из 766 отелей Москвы по версии сайта TripAdvisor.
По данным управляющей компании «Москва-Сити», 58% новых арендаторов в этом году – представители нефинансовых организаций, включая малый и средний бизнес. Другие районы офисных блоков были отданы под рестораны и кулинарные школы, еще часть пространства была переделана под театр на 6000 мест.
Изоляция «Москва-Сити» не будет длиться вечно. Окончание строительства откроет дорожное движение, а расширение сети метрополитена позволит снизить транспортную нагрузку. Интеграция района неизбежно приведет к росту арендной платы, а экономика России поднимется на очередной пик. И когда это произойдет, площади «Москва-Сити» снова будут заняты международными финансовыми гигантами и будет казаться невероятным, что муниципальное или национальное правительство пыталось вмешаться в защиту района.
Ольга Шошина